Preview

Вестник Университета Шакарима. Серия технические науки

Расширенный поиск

ТЕХНОЛОГИИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ: ОБЗОР ТЕХНИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ И ТРЕБОВАНИЙ

https://doi.org/10.53360/2788-7995-2025-2(18)-11

Аннотация

В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий цифровизация образования становится неотъемлемым компонентом современной образовательной среды. Трансформация традиционных методов обучения в сторону гибких, персонализированных и интерактивных цифровых форматов представляет собой ответ на глобальные вызовы, связанные с доступностью знаний, качеством преподавания и необходимостью непрерывного профессионального развития.

Онлайн-платформы играют ключевую роль в этом процессе, предоставляя технические решения для дистанционного обучения, автоматизации образовательных процессов и анализа учебных данных. Такие системы позволяют масштабировать обучение, обеспечивать адаптивные траектории, отслеживать успеваемость и повышать вовлеченность обучающихся за счёт использования современных интерфейсов и алгоритмов персонализации.

В данной статье представлен обзор основных технических требований и стандартов к платформам онлайн-обучения и LMS в мире и Казахстане. В качестве примера мирового стандарта для платформ онлайн-обучения рассмотрены Национальные стандарты качества онлайнобучения, которые были впервые разработаны в 2007 году Международной ассоциацией K-12 онлайн-обучения (iNACOL). С позиции опыта Казахстана в статье рассмотрены различные приказы и стандарты, разработанные уполномоченными органами, отвечающими за реализацию и качество онлайн-обучения.

В статье рассмотрены платформы онлайн-обучения, такие как: Coursera, Udemy, Khan Academy, Stepik и Arzamas, проведен анализ их соответствия Национальным стандартам качества онлайн-обучения и параметрам: обеспечение качества, интероперабельность, персонализация и адаптивность обучения, доступность и инклюзивность, оценка и сертификация. Далее в статье представлен анализ соответствия стандартам наиболее популярных систем управления обучением (LMS) с открытым исходным кодом – Moodle, OLAT и т.д.

В заключении сделан вывод о необходимости постоянной разработки новых и корректировки имеющихся требований, и стандартов онлайн-обучения с позиции технической реализации.

Об авторах

А. Ж. Кинтонова
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Казахстан

Алия Жексембаевна Кинтонова – к.т.н., ассоциированный профессор кафедры «Технологии искусственного интеллекта»,

100000, г. Астана, ул. Сатбаева, 2



А. В. Шапорева
Северо-Казахстанский университет имени М. Козыбаева
Казахстан

Анна Васильевна Шапорева – PhD, доцент кафедры «Строительство и дизайн»,

150000, г. Петропавловск, ул. Пушкина, 86



А. Сабитов
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Казахстан

Аманбек Сабитов – докторант кафедры «Технологии искусственного интеллекта»,

100000, г. Астана, ул. Сатбаева, 2



Н. А. Енсебаев
Научно-исследовательский институт Общественного объединения лиц с инвалидностью «Sezual»
Казахстан

Нурбек Адильбекович Енсебаев – научный сотрудник,

100000 г. Астана, ул. Машхур Жусип Копейулы 15



Е. В. Шевчук
Сибирский государственный университет геосистем и технологий
Россия

Елена Владимировна Шевчук – канд. тех. наук, академик МАИН, доцент кафедры высшей математики, Институт геодезии и менеджмента, 

630108, Новосибирск, ул. Плахотного, 10



Список литературы

1. Martin M.A. A New Generation of External Quality Assurance: Dynamics of change and innovative approaches / M.A. Martin, S. Uvalic-Trumbic // New trends in higher education. Paris: UNESCO, International Institute for Educational Planning. – 2021. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000377497/PDF/377497eng.pdf.multi.

2. Misut M. Measuring of Quality in the Context of e-learning. Procedia / M. Misut, K. Pribilova // Socialand Behavioral Sciences. – 2015. – № 177. – Р. 312-319. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.347.

3. Lazarinis, F. Handbook of research on e-learning standards and interoperability: Frameworks and issues / F. Lazarinis, S. Green, E. Pearson // IGI Global. – 2010. https://doi.org/10.4018/978-1-61692-789-9.

4. Barbour M. Improving the K-12 Online Course Design Review Process: Experts Weigh in on INACOL National Standards for Quality Online Courses. / М. Barbour, D. Adelstein, M.K. Barbour // International Review of Research in Open and Distance Learning. – 2017. – № 18(3). [Электрон. ресурс]. – 2025. – URL: https://www.academia.edu/32991446/Adelstein_D_and_Barbour_M_K_2017_Improving_the_K_12_online_course_design_review_process_Experts_weigh_in_on_iNACOL_National_Standards_for_Quality_Online_Courses_International_Review_of_Research_in_Open_and_Distance_Learning_18_3_ (дата обращения: 01.04.2025).

5. Askarkyzy S. Реализация дистанционного обучения в ВУЗах Казахстана: SWOT-анализ / S. Askarkyzy, A. Zhunusbekova // Вестник КазНУ. Серия педагогическая. – 2021. – № 67(2). – С. 51-58. https://doi.org/10.26577/JES.2021.v67.i2.06.

6. National Standards for Quality Online Learning [Электрон. ресурс]. – 2025. – URL: https://nsqol.org/ (дата обращения: 01.04.2025).

7. Вахабова Г.И. Перспективы развития дистанционного обучения в Казахстане / Г.И. Вахабова // Педагогикалық ғылым және практика. Педагогическая наука и практика. – 2020. – № 4(30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-distatsionnogo-obucheniya-vkazahstane.

8. Development of comprehensive decision support tools in distance learning quality management processes / A. Shaporeva et al // Eastern-European Journal of Enterprise Technologies. – 2022. – № 4(3 (118)). – Р. 43-50. doi: https://doi.org/10.15587/1729-4061.2022.263285.

9. Перспективы дистанционного обучения в казахстанских вузах в условиях активной цифровизации вследствие пандемии COVID–19 / А.Т. Еримпашева и др. // Вестник университета «Туран». – 2022. – № 1. – С. 276-283. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-1-276-283.

10. Стандарт СТ РК 34.027-2006 «Информационная технология. Классификация программных средств» [Электрон. ресурс]. – 2025. – URL: https://standard.lpp.kz/wpcontent/uploads/2021/10/%D0%A1%D0%A2%20%D0%A0%D0%9A%2034.027-2006.pdf (дата обращения: 02.04.2025).

11. Winfield C. Non-Traditional Adult Learners After COVID-19: Applying National Standards for Online Teaching in Human Service Education / C. Winfield, K. Hughes, J. Huffman // Journal of Human Services. – 2023. – № 42(2). – Р. 58-72. https://doi.org/10.52678/001c.91200.

12. Gronseth S. Inclusive Design for Online and Blended Courses: Connecting Web Content Accessibility Guidelines and Universal Design for Learning / S. Gronseth // Educational Renaissance. – 2018. – № 7(1). – Р. 14-22. https://doi.org/10.33499/edren.v7i1.114.

13. Palanci A. Learning analytics in distance education: A systematic review study / A. Palanci, R.M. Yılmaz, Z. Turan // Educ Inf Technol. – 2024. – № 29. – Р. 22629-22650. https://doi.org/10.1007/s10639-024-12737-5.

14. Байкова М.К. Cравнение современных lms платформ дистанционного обучения / М.К. Байкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2024. – № 10-1(97). – Р. 61-65. https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-sovremennyh-lms-platform-distantsionnogoobucheniya.

15. Rahmani A.M. Dropout in online higher education: a systematic literature review / A.M. Rahmani, W. Groot, H. Rahmani // Int J Educ Technol High Educ 21, 19 (2024). https://doi.org/10.1186/s41239-024-00450-9.


Рецензия

Для цитирования:


Кинтонова А.Ж., Шапорева А.В., Сабитов А., Енсебаев Н.А., Шевчук Е.В. ТЕХНОЛОГИИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ: ОБЗОР ТЕХНИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ И ТРЕБОВАНИЙ. Вестник Университета Шакарима. Серия технические науки. 2025;(2(18)):93-101. https://doi.org/10.53360/2788-7995-2025-2(18)-11

For citation:


Kintonova A., Shaporeva A., Sabitov A., Yensebaev N., Shevchuk E. ONLINE LEARNING TECHNOLOGIES: AN OVERVIEW OF TECHNICAL STANDARDS AND REQUIREMENTS. Bulletin of Shakarim University. Technical Sciences. 2025;(2(18)):93-101. (In Russ.) https://doi.org/10.53360/2788-7995-2025-2(18)-11

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2788-7995 (Print)
ISSN 3006-0524 (Online)
X